Как распознать жуликов, продающих тренинги по теме семьи, рода, фамилии (и всех других)

Метафорический язык очень сложный, поэтому сразу не всегда можно понять, о чем говорит человек, когда, например, рассказывает об «энергоинформационном ресурсе рода».

Слово «энергия» по отношению к психическим процессам уже метафора, причем неудачная (когда энергия падает, механизм замирает, но когда энергия падает у человека, он почему-то начинает безудержно шевелиться и искать еду). Под ней может подразумеваться все что угодно – от буквально энергии, килоджоулях, проходящих по нашим нервным цепям, до абстрактного религиозного принципа «духовной энергии», которая вроде все объясняет, и этим-то и плоха, потому что по существу не объясняет ничего.

Когда человек размышляет о «духовной поддержке рода», об «энергетике предков», которая нисходит на нас откуда-то из другого мира или о «родовой карме», «проклятьях» или «благословениях» — то для меня это показатель как человек страдает от фантомной боли.

Я не уверен, что «духовная энергия» – это чистой воды фэнтази, пригодное лишь для тех, кто слаб умом и не разбирается в законах природы, физики и электромагнитизма. Но используется этот термин и эта тема для того же, для чего используется и фэнтази – в эскапистских целях, в целях сбежать от реальных проблем в воображаемый мир, в котором все интересно, тепло, дружественно и понятно. В отличие от этой убогой и серой реальности за окном. В том мире фантазии у нас «поддержка рода», а здесь – старенькая мать, полусумасшедшая бабка и сестра с говнястым характером. Понятно где комфортней.

Именно эскапистский эффект и привлекает жуликов от семейной психологии, религии и просто проходимцев, которые начинают фантазировать и фонтанировать теориями о «психогенетических полях», «остаточной энергии предков» и проточности и пропускной способности «чакро-каналов». Многие из них не очень хорошо понимают первоисточники (и точно не читали их в оригинале), и это сказывается на качестве поделок, которые выставляются на рынке семейного консультирования.

Фантомная боль человека для меня реальна. Если у кого-то ампутировано фамильное тело, частью которого он являлся, он чувствует эту боль и ищет как бы ее излечить – либо заглушить наркотиками любой природы (медикаментозными, медийными, гормональными, социальными), либо отрастить, регенерировать это отрезанное тело, как ящерица хвост.

Он выходит в интернет и находит там море всяческих наукообразных сказок, которые претендуют на звание истины, и их авторы, тут же желающие приступить к лечению. Но лечение это – как лечить героиновую зависимость метадоном. Потом не понятно что опаснее и с чего «слезать» придется.

Если фамилия не защищает человека в социальной жизни, ему подсовывают «славянский энергощит предков, которым они защищают своих потомков из глубин неви». Проблема есть – человек один на один с миром. Он долго и кропотливо строит карточный домик своей индивидуальной репутации, которая может рухнуть в один момент и против его воли. Один раз облажался, да и не облажался даже – просто один нечистоплотный журналист так в газете написал – и все, больше дела с тобой никто не ведет. Фамилии в таких случаях имеют коллективную – фамильную — репутацию. Они легко проходят через любые скандалы и действительно прикрывают своих членов (хотя и не «энергощитом из неви»): что бы не натворил Морис Ротшильд, фамилия выплатит все его долги и возместит весь ущерб. Но если ты не Ротшильд, тебя прикрывать нему. И создание этой фамилии, этого проекта, и есть настоящее решение. А не двадцать раз «подышать по-викингски», чтобы открыть «духовный портал в невь».

Такого человека фамилия не прикрывает нигде. Он сирота, у него нет защиты ни в социальной жизни, ни в профессиональной, ни в психологических переживаниях, ни в сексуальных и любовных отношениях. И всегда будут появляться люди, которые предложат ему вообразить эту защиту, раз уж ее нет. Вроде как у вас на компьютере не установлен антивирус, но вы вообразите, что он установлен. А заразится ваш компьютер или нет зависит только от того, как вы верите в силу предков и правильно делаете «родовые эманации».

В конечном счете человек пересаживается на наркотик и пребывает в галлюцинациях о других мирах, которые ему начинают видеться. Слезть с этих галлюцинаций уже довольно сложно.

Напишу еще раз. Я не уверен, что явления, которые описывают люди в этих терминах все сплошняком фэнтази. Именно из-за сложностей метафорического языка. Я тоже использую выражения вроде «фамильный гений», «фамильное тело человека» или «мифоритуальный туннель», под которыми в общественном сознании нередко понимается что-то религиозное или магическое. Но для меня они наполнены вполне практическим смыслом.

Возможно, «энергоинформационную поддержку предков из неви» тоже можно будет в будущем объяснить какой-нибудь квантовомеханической связью, основанной на суперпозиционном отношении атомов углеродов и информации, составляющей человеческую память. Но не в этот раз и не в той редакции, в какой я вижу ее на современном рынке семейной консультации.

О чем этот пост. О том, что когда мы сталкиваемся с человеком, который работает в области, связанной с родом, фамилией, династией, семьей, да и вообще продает инфопродукт, необходимо первым делом установить глубину его компетенции. А мы не всегда можем это сделать, так как у нас такой компетенции нету, чтобы «рыбак рыбака видеть издалека».

Да, это занимает время. Гораздо проще 10 секунд слушать «Вау, Даша, щас расскажу, какой мне попался крутой психолог, нам с Димочкой помог отношения наладить», чем прочесть пару статей его авторства.

Но все же есть несколько аспектов, на которые я обращаю особое внимание. И, соответственно, трюков, которые я практикую. И они помогут вам не нарваться на жулика в тренингах. Не только по моей теме, но и вообще – в любых тренингах. Особенно сейчас, когда их штампуют тысячами.

Для начала я прошу рассказать что-нибудь из его теории. Обычно, его последнюю разработку или наблюдение. Обращаю внимание на то, создает человек новый язык или пользуется обиходным.

  • Если он извиняется за употребление неизвестных вам терминов и говорит что-то вроде: «Я это называю «релятивистскими отношениями» — это очень хорошо. Значит у него есть своя аналитика, и он не просто пересказывает то, что скачал в интернете. Авторские термины означают то, что он видит, что стоит за словами и что за ними вообще есть, но еще не названо;
  • Так же как и в книга, человек, использующий оригинальную хорошо проработанную терминологию, заслуживает внимания. Если же человек, как и книга, пользуются обиходным языком, а «в конце» нет словаря – он что человек, что книга – просто комментарий к чему-то другому. Возможно, стоит обратиться к первоисточнику, и не слушать пересказчика. Чаще это еще и дешевле;
  • Есть слова нагруженные (заюзанные, затасканные), а есть слова как бы свежие, имеющие узкий круг значений. Такие слова как «духовный», «энергоинформационный», «ментальный», «эгрегор», «чакра», «тренинг», «личностный рост», «личнсть» и т.д. – это нагруженные слова, они просто смердят от разложения. Их первоначальный смысл уже давно никто не помнит, и настоящие профессионалы стараются их избегать. А если человек их активно злоупотребляет, он не заслуживает никакого внимания и доверия;
  • Активно спрашивайте человека что он имеет ввиду под какими-то терминами. Но только не прерывайте его пока он не закончит мысль. Иногда концепцию, которую он хочет изложить, сложна и непривычна, для этого требуется хорошая концентрация, а потерять мысль очень легко. Но когда закончит, можно начать «тянуть кота за хвост» — уточнять отдельные понятия и термины. Плохой специалист начнет «плавать», уходить от конкретики и повторятся, отвечая, что все эти термины – частные случаи «мировой души» или там «геннопсихической энергии» или чего-то подобного;
  • Обычно если человек не знает базы, то ему не помогут и «фишечки». То есть если человек не знает, как продавать товар, то ему не помогут и трюки. Однако, если вы спросите тренера показать какую-нибудь «фишечку», и он ее покажет, это хорошо. «Фишечки» чаще всего бесполезны, но их явление говорит о гибкости ума и понимании предмета;
  • Если вам не дают быстрых решений для ваших проблем, это хорошо. Это значит, что человек не жулик, и понимает, что проблему, которую вы активно запускали всю жизнь, невозможно разрешить за одну встречу или сеанс (а даже ваши проблемы с парнем на первом году вашего бурного романа начали не на той неделе и не год назад, они начались у вас в 4 года);
  • Плохой тренер пытается решить вашу актуальную проблему, хороший – дать образование для решения сего класса подобных проблем и у вас, и у ваших родных. Обращайте внимание на то, что он предлагает вам купить;
  • Это очевидно, но многие не обращают внимания: если тренер, психолог или консультант зациклен на какой-то одной дисциплине, теме или стиле, то это очень плохо и говорит о его невежестве. Работает ли он как «фрейдист-фундаменталист» или преподает «лечение славянскими рунами» — не важно. По-настоящему способный человек легко оперирует различными традициями, концепциями и методологиями, сочетает конфуцианство с квантовой механикой. Междисциплинарные и транскультурные подходы говорят и о высоком профессионализме и просто об огромной эрудиции. Такой даже если не вылечит, то даст много всего такого, за что вы заплатили бы втрое больше;
  • Многие в своей теме конструируют противопоставления. Например, «Дети индиго делают так, а обычные – так», «современный руководитель поступает так, а обычный – так», «осознанный человек дышит так, а обычный – так». Это необходимо чтобы донести особенности своего учения, показать разные полюса. Понятно, что фокус внимания нацелен на то, как надо делать (как делают индиго, современный руководитель и осознанный человек), но попробуйте на некоторое время приглядеться к тому, как он конструирует «обычного человека». Например, «современный руководитель создает дружественный коллектив, а обычный постоянно орет». Вы когда вообще вживую, не в кино, видели орущего руководителя? Если «обычный человек» выглядит нереальным, карикатурным, в этом образе вы не узнаете ни своих родственников, ни друзей, то и «продвинутый человек», который должен делать «как надо» — тоже частный бред и галлюцинация;
  • Если тренер или консультант неуемно рассказывает сколько у него бизнесов по всему миру и показывает фотографии типа «это я с Радиславом Гандапасом», «это я с Владимиром Путиным», «это я с Ганнибалом Лектором» — он жулик. Ему недостает ума или веры доказать состоятельность своего продукта, и поэтому он надеется, что вы будете впечатлены видом альфа-самцов (по отношению к которым он конечно же на этих фотографиях «бета»).

Надеюсь, это вам поможет не попасться на крючок к жуликам. Если показалось полезным — поделитесь с друзьями.

Это интересно