Правила игры «Город на Озере»

Дорогой друг! У тебя в руках находится комплект креатив-игры «Город на Озере», которую мы разработали специально для того, чтобы слушатели нашей Школы и все желающие могли развить свой творческий интеллект. Для нас было очень важным помочь людям открыть для себя новые возможности, пока что скрытые нашей цивилизации, страдающей известным индустриальным косоглазием.

Мы соединили две во многом противоречащие друг другу концепции – сотрудничество и личную победу. Игрокам предстоит построить собственный Город посредством сотрудничества друг с другом, но – сотрудничества на опережение. Очень часто сотрудничая, мы упускаем свое, а стремясь к личному успеху часто пренебрегаем пользой для группы. В игре личный успех возможен только через сотрудничество и успешные стратегии такого сотрудничества.

Творческая часть заключается в том, чтобы с опорой на великие идеи западной цивилизации предлагать новые общественные, культурные, образовательные и бизнес-проекты, которые станут частью города, построенного игроками. Сам механизм нового типа творчества, заявленного игрой, применим и в обычной жизни. Мы надеемся, он обогатит творческое мышление игроков, и породит в наших читателях новые и уникальные бизнес-идеи, пригодные для реализации далеко за пределами нашей игры.

Создатели и ваши друзья

Компоненты игры

В комплект игры входят:

Игровые карты

64 игровые карты разделены на восемь ролей, каждой из которых соответствует свое цветовое оформление. Каждая роль соответствует одному игроку, игрок не может исполнять сразу несколько ролей и пользоваться картами другой роли. Роль карты указана на тыльной стороне карты («рубашка»).

На лицевой стороне указан район карты. Всего в игре четыре района, общие для всех ролей:

  1. Бизнес. Это район коммерческих предложений. Игроки, которые задействовали карту района «бизнес», должны сделать бизнес-предложение другим игрокам. Это может быть завод, фирма, предоставляющая услуги, медицинский центр – все, что не относится напрямую к другим районам;
  2. Культура. Это район культурных событий. Игроки, использующие эту карту, могут открывать выставки, ставить экспериментальную постановку в театре, учреждать премию или снимать кино. Возможности культуры ограничены лишь фантазией игрока и теми областями, которые имеют явное отношение к другим районам;
  3. Общество. Это район общественного участия и самоуправления горожан. Здесь игроки могут учреждать новые социальные институты и правила: вводить праздники, отменять устаревшие социальные табу или создавать порядки управления. Сюда же относятся политические институты, законодательство, религиозные вопросы, этика и другие формы регулирования общественной жизни.
  4. Школа. Это район образования в самом широком смысле этого слова. Игроки, которые делают предложение через карту района «школа», должны предложить курсы, специальность или тренинги, развивающие какую-то специальную теорию или компетенции.

По краям карты изображены ворота. Это форма сотрудничества с другими игроками. В процессе игры другие игроки будут класть свои карты, ориентируясь по тому, есть ли у их карты ворота, подходящие к воротам карт, лежащих на столе.

Игровая карта  со стороны «рубашки» и с лицевой стороны (роль — «Родитель», район — «Школа», ворота треугольные, квадратные и круглые):

Ворота бывают четырех видов: треугольные, круглые, квадратные и трапециобразные. Это означает, что только карта, на краях которой такой же тип ворот, может быть присоединена к вашей, только этой стороной, и если иные обстоятельства не противоречат этому сотрудничеству. За присоединение одной карты к другой начисляются очки сотрудничества.

Ворота нанесены на три стороны игровой карты, четвертая сторона может быть пустой (стена) или на ней может быть нанесена форма специального сотрудничества. Пустая стена – это городской тупик – она может прилегать к другим стенам, любым типам ворот и специальным сотрудничествам, но очки за сотрудничество не начисляются.

Внимание! Стена не может выступать основным видом сотрудничества. Другими словами, если ваша карта ложиться на пересечении двух других, которые требуют наличия треугольных и круглых ворот, а у вас на карте только треугольные, то требование по круглым воротам может быть проигнорировано, если ваша карта на месте стыка с круглыми воротами ляжет стеной. Но сотрудничество исключительно «стеной к стене» невозможно.

Специальные сотрудничества происходят только между соответствующими знаками. Знак «машина» сотрудничает только со знаком «машина» (или может быть блокировано стеной или по праву инсулы), с другими знаками специального сотрудничества или воротами знак «машина» не сочетается. Очки от специального сотрудничества не начисляются, однако игрок, идущий на специальное сотрудничество, не освобождается от предложения, которое он делает по ходу игры.

Великие идеи

Игра основана на великих идеях, на которых написана вся наша цивилизация. Они описаны в самом общем виде, но могут пониматься игроками по-разному, в зависимости от эрудиции и специального образования. Для участия в игре не требуется глубокое философское понимание великих идей, хотя умение в них разбираться и интерпретировать сделают игровой процесс более увлекательным и успешным.

Краткое введение в великие идеи содержится в Толкователе 1.0, расположенного на нашем сайте.

Подготовка к игре

Перед тем, как начать игру, игрокам необходимо разыграть роли и определить очередность ходов. Это можно сделать с помощью Генератора великих идей. Если в комплект вашей игры входит генератор в виде мешка с фишками, то игроки тянут по очереди одну фишку.

Великие идеи пронумерованы, поэтому те, кто вынули фишку с меньшим числом, получают приоритет выбора роли и право первого хода. Другие по порядку очередности выбирают себе роль из оставшихся комплектов карт, но право хода не получают, так как очередность хода осуществляется по часовой стрелке. Второй ход будет делать тот, кто сидит по левую руку от того, кто делает первый.

Если игрок обладает собственной колодой карт со своей уникальной ролью, ему необходимо рассказать о ней и продемонстрировать игровую колоду, если поступит просьба. В розыгрыше ролей он участия не принимает.

Игроки могут договориться разделить роли и определить право первого хода по-другому, в зависимости от своих привычек.

Игровой процесс

Игроки по очереди делают предложения и кладут карты на стол, из которых разрастается город. Игроки получают очки за предложения и за сотрудничество. Также существует значительная степень свободы манипулировать количеством очков, которое игрок получает сам, и тем количеством очков сотрудничества, которое получают другие игроки благодаря его действиям.

Делая ходы, игроки создают общий город:

Очки за предложения и очки сотрудничества равны и составляют личный счет игрока.

Цель игры – получить как можно больше очков и выиграть.

Ход

Ход состоит из трех раундов.

Сперва игрок, который делает ход, использует Генератор великих идей, чтобы выбрать три великие идеи. Предположим, что эти идеи – «сон», «контент и контейнер» и «бесконечность».

Раунд 1:

После того, как великие идеи, которые легли в основу хода, определены, игрок делает предложение. Например, он кладет на стол карту района «школа» и, руководствуясь первой великой идеей, презентует свой проект: «Я предлагаю создать Школу здорового сна. В современном мире люди подвержены стрессу и постоянно недосыпают. Мы изучаем различные концепции сна — начиная с греческих философов и заканчивая современными данными нейроанатомии — и ищем возможности применять их в современной жизни…».

В первом раунде игрока никто не оценивает. Он получает одно очко за предложение. Если это первый ход, он не получает очков за сотрудничество, так как на столе нет никаких других карт. Если это не первый ход, начисляются также очки сотрудничества, если игрок взаимодействует с другими картами игрока посредством ворот.

Внимание! Презентация крайне важна. Если она сформулирована неточно, неверно, некрасиво и непонятно, другие игроки не поймут в чем заключается предложение. Сотрудничество окажется затруднительным.

Раунд 2:

После того, как первый игрок положил свою карту на стол, другие игроки по часовой стрелке делают предложения, руководствуясь не только первой, но и второй идеей. Другими словами, им необходимо создать предложение на стыке великих идей и облечь в ту форму, которую подразумевает район карты, которую они хотят положить на стол.

Их предложение может расширять, пересматривать или игнорировать предложение, сделанное игроком, положившим карту в первом раунде. То есть быть независимым предложением.

Предложения делаются по желанию: можно не делать предложения во втором раунде, но сделать его в третьем и рискнуть заработать больше очков, сочетание великих идей может быть достаточно сложным, чтобы на их стыке придумать проект и т.п. Игроки, пропустившие свою очередь делать предложение, больше не могут в этом раунде его делать.

После того как прозвучали презентации, их оценивает игрок с активной ролью. Во втором раунде это игрок по правую руку от того, кто использовал Генератор великих идей и клал карту в первом раунде. Исходя из своей роли, он оценивает предложения на понятность и полезность для своей роли.

Предположим, что во втором раунде два игрока сделали предложение. Один использовал карту района «культура» и сформулировал предложение таким образом:

«Я собираюсь снять фильм (культура), в котором человечество живет и не понимает, что происходит на самом деле (сон), а на самом деле это не сны помещены к ним в голову, а они сами помещены в свой собственный сон (контент и контейнер), а их тела лежат в ваннах с физраствором, и им в голову транслируют виртуальную реальность, в которой они якобы и живут».

Другой решил задействовать карту «бизнес» и сформулировал предложение таким образом:

«Я думаю открыть центр (бизнес) средового сна. Что это значит? Это значит, что спящего человека (сон) будут помещать в разные среды (контент и контейнер), в которых он будет спать. Например, сон в мягкой глине, сон в теплой воде, на подогретом песке и т.д. Все это очень полезно для здоровья и на коже хорошо скажется».

Предположим, что эти предложения в этом раунде оценивает человек с активной ролью «пенсионер». Считается, что он добросовестно заинтересован в проектах, которые касаются его как «пенсионера», и всех пенсионеров Города, которых он представляет. Если ему непонятно предложение, он может задавать уточняющие вопросы и после одобрить один проект из всех предложенных.

Допустим, в данном случае он выбрал проект «Центр средового сна», так как считает, что пенсионерам его Города необходимы омолаживающие и оздоровительные процедуры больше, чем кино. К тому же предложение про кино не показалось ему оригинальным.

Тот, кто сделал предложение о Центре средового сна, получает два очка за предложение и очки за сотрудничество, если сотрудничество посредством ворот состоялось.

В случае, если в раунде прозвучало только одно предложение, оно побеждает автоматически вне зависимости от качества и содержания проекта.

Игрок с активной ролью не может уклониться от решения по предложениям, если это не роль «сумасшедший».

Раунд 3:

Игрокам, участвующим в третьем раунде, необходимо сделать предложения на стыке всех трех идей: «сон», «контент и контейнер» и «бесконечность», оформить его в виде проекта согласно тому району, который они собираются задействовать, и провести презентацию, ориентированную на ту активную роль, которая в этом раунде оценивает предложения. В третьем раунде активная роль исполняется человеком, победившем во втором раунде, сам он не имеет права делать предложения в третьем раунде. Игрок, исполнявший активную роль во втором раунде, освобождается от нее и получает право делать предложения на общих основаниях.

Победитель в третьем раунде получает 3 очка за предложение и очки за сотрудничество, если сотрудничество посредством ворот состоялось.

После этого ход считается законченным. Следующий ход делает следующий по часовой стрелке игрок (от того, кто клал карту в первом раунде), используя Генератор великих идей.

Важное дополнение. Одна разновидность игры использует Генератор великих идей, в котором великие идеи не повторяются (например, фишки с идеями вынимаются из мешка и в этом же ходе обратно не возвращаются). Другая использует Генератор великих идей, в котором идеи могут повторятся. Если игроки договорились использовать Генератор с повторениями, то в некоторых раундах игрокам будут доставаться «легкие очки». Например, если выпало «сон», «сон» и «бесконечность», то во втором раунде игрокам достаточно повторить предложение того, кто делал предложение в первом раунде (как правило, этим пользуется первый же игрок по часовой стрелке, если он по стратегическим соображениям не решил пропустить свою очередь). Если выпадает «сон», «контент и контейнер» и «сон», то игроку в третьем раунде достаточно повторить предложение того, кто делал предложение во втором.

С точки зрения творческой задачи игры мы не рекомендуем использовать Генератор великих идей с повторением (если вы используете Генератор типа колеса, то при выпадении повторений можно повторить вращение колеса).

Сотрудничество

Сотрудничество карт в игре происходит посредством ворот и посредством знаков специального сотрудничества.

Сотрудничество посредством ворот приносит очки сотрудничества в количестве одного очка за каждое соединение каждому игроку, чьи карты сотрудничают. Так, если сотрудничают две карты, то оба игрока получают по одному очку. Если карта ложится так, что сотрудничает сразу с двумя картами, то игрок, чья карта легла, получает два очка, и каждый владелец каждой сотрудничающей карты получает по одному очку. Максимальное количество очков от сотрудничества – три очка – так как на каждой карте не более трех ворот (если вы не используете авторизованные карты со специальными ролями).

Карта района «Школа» легла последней. Ее игрок получает два очка, а владельцы карт «Культура» и «Общество» — по одному очку:

Если игрок сотрудничает со своей собственной картой, очки сотрудничества не начисляются.

В игре запрещен сговор и гласное создание альянсов, в которых игроки договариваются сотрудничать только друг с другом и не сотрудничать с другими игроками.

Очки сотрудничества прибавляется к общему счету игроков.

Сотрудничество посредством знаков специального сотрудничества очков сотрудничества не приносит, но и не снимает с игрока необходимость формулировать предложение.

В городе допустимо только такое расположение карт, где на стыках находятся ворота одного типа, знаки специального сотрудничества одного типа, а также такое, где ворота и знаки специального сотрудничества расположены либо напротив стены, либо напротив карты, положенной по праву инсулы. Иное расположение карт относительно друг друга недопустимо.

Если игроки заметили, что ранее положенная карта нарушает правила сотрудничества, она изымается, а владелец получает штраф в виде двух очков + по одному очку за карты, которые располагались вокруг снятой (даже если они не сотрудничали с оштрафованной картой). Владельцу карта не возвращается и в игре больше не участвует.

Кластер. Четыре карты одного района, сложенные правильным квадратом, вне зависимости от типов сотрудничества между ними означают образовательный, социальный, культурный или бизнес-кластер, который умножает возможности Города. Все участники кластера получают по одному очку сотрудничества за каждую их карту, участвующую в кластере.

Чтобы кластер состоялся, участник, добавляющий четвертую карту, должен недвусмысленно объявить о создании кластера. Если он не заметил создание кластера, забыл объявить о его создании, за него создание кластера объявил другой игрок или в игре прозвучали напоминающие намеки и подсказки, кластер объявляется сложившимся случайно и дополнительных очков сотрудничества его участникам не дает.

Игровые роли

Каждый игрок принимает на себя ту или иную роль в игре, с позиции которой оценивает предложения других участников. Другими словами, игрок выступает от имени той социальной группы, которая населяет Город, и выступает рациональным началом, которое производит отбор предложений, придающих облик его Городу.

После того, как игроки озвучат свои предложения, игрок с активной ролью должен выбрать один из них и рассказать, почему именно этот проект будет полезнее остальных для его социальной группы.

Внимание! Роль не накладывает на игрока обязанности определенным образом формулировать свои собственные предложения. Она используется только для оценки чужих проектов.

В стандартный набор игры входят восемь ролей, которые могут быть разыграны между игроками. Также вы можете вступить в игру со своей уникальной колодой, если она зарегистрирована в нашем проекте.

  1. Ученый. Это человек, который играет за команду Просвещения. Его интересуют в первую очередь предложения района «Школа», но это не значит, что он безусловно предпочитает их всем остальным. Меньше всего его интересуют предложения района «Культура», так как эти проекты меньше всего согласуются с его исследовательскими интересами. Задача ученого – повысить общий интеллектуальный уровень городского населения, в какой бы форме это повышение ни происходило. Он – борец за истину, выступающий от лица всех ученых, учителей и интеллектуалов Города.
  2. Верующий добросовестно следует путем духовности и с подозрением относится ко всему мирскому. Поэтому его интересует в первую очередь предложения района «Культура», где в большей степени реализуется утверждение божественного, а предложения района «Бизнес» он старается избегать. Все верующие города избрали его представлять свои интересы и защищать сакральное и священное перед лицом технологического апокалипсиса и бездуховности, царящей в Городе.
  3. Родитель печется об интересах своих детей и хочет передать им Город в лучшем состоянии. Это ответственный родитель, он понимает какие угрозы на каждом шагу поджидают его детей. Также он знает, что образование и район «Школа» – залог победы, а главная угроза исходит от недобросовестного «Бизнеса», который пытается нажиться на нем и его детях. Но это не значит, что он закрыт от добросовестных предложений. Его мотивы – счастье его детей и всех детей города. Чтобы он выбрал ваш проект, необходимо заботиться о будущих поколениях горожан и инвестировать свой труд и талант в их светлое будущее.
  4. Чиновник озабочен состоянием «Общества» в целом. Чтобы оно было бесконфликтным, ориентированным на развитие и жило насыщенной жизнью. А вот «Школа» чиновника интересует меньше всего. Проекты, ориентированные на стабильность городского сообщества, найдут понимание у чиновника. Специальная привилегия: чиновник действует из практических соображений, а не из интересов социальной группы чиновников, поэтому может поступать, отходя от своей роли. Другими словами, его роль может исполняться недобросовестно, личные интересы могут безнаказанно доминировать над ролевыми. Он может быть обвинен в коррупции, но решения игроков не приводят к санкциям.
  5. Подросток – это роль бунтаря, презирающего нормы и правила общества. Однако это не значит, что его мотивы непонятны. У него нет любимых и нелюбимых тем, жизнь открыта к широким возможностям пробовать любые ходы и начинать дела в любых сферах. Однако он презирает мейнстрим и борется с Системой. Это значит, что его роль требует выбирать наиболее одиозные и хулиганские проекты из всех возможных, лишь бы насолить участникам игры. Чем оскорбительнее, вызывающе и анархичнее выглядит проект, тем больше он привлекателен для этой роли. Выставка картин, написанных фекалиями? Не вопрос! Служба помощи самоубийцам, рекомендующая надежные способы уйти из жизни? Нормалек! Школа «Как напакостить соседу»? Почему бы и нет?
  6. Пенсионер понимает в каком безнадежном состоянии находится «Общество», поэтому является голосом тех, кто обеспокоен общественными проблемами. Вместе с тем, он понимает, что довело общество до ручки состояние современной «Культуры» — развратной, грязной и низкой. От лица неофициального совета старейшин Города пенсионер пытается изменить Город к лучшему, изменить его горожан. Бесполезно идти к пенсионеру с предложениями в области бизнеса, общества или образования, если эти проекты не делают Город великим и высоконравственным. Специальная привилегия: если пенсионер положил карту с нарушением правил сотрудничества, и игроки это не заметили и не воспрепятствовали, пенсионер пользуется «правом маразма». Его карта не изымается.
  7. Менеджер среднего звена – типичный представитель среднего класса. Его волнует «Бизнес» и новые возможности, и практически не интересует «Общество», полное бездарей, лентяев и халявщиков. Это человек дела, поэтому в первую очередь его интересуют предложения, которые могут «выстрелить» в будущем. То, что «сдуется» через два дня его не волнует. Поэтому, делая менеджеру предложения, учитывайте, что он сторонник крупных корпораций и больших доходов. Между учреждением кинопремии и центром репродуктивности он скорее выберет последнее.
  8. Сумасшедший не ограничен никакими специальными интересами. Он не отчитывается перед горожанами о том, как оценивает и выбирает предложения. Более того, он вообще ни перед кем ни в чем не отчитывается. Он может даже отказаться выбирать проекты, когда они будут озвучены, а может выбрать самый бестолковый, и его никто не обвинит в недобросовестности исполнения своей роли. Его мотивы понятны только ему самому. Однако игроки могут усомниться в добросовестности исполнения роли, если игрок будет действовать нарочито рационально. Специальная привилегия: сумасшедший имеет право ни перед кем не отчитываться в любых действиях относительно оценки чужих предложений.

Считается, что игроки добросовестно исполняют свои роли, однако бывают ситуации, когда игрок злоупотребляет ролью и выбирает менее полезное для своей социальной группы предложение чтобы получить личное стратегическое преимущество в игре. В таких ситуациях объявляется «подозрение в коррупции».

Если игрок попадает под подозрение в коррупции и не может разумно объяснить свой выбор, игроки простым совещанием обсуждают его действия. Если половина или более игроков согласны, что состоялась коррупция, игрок в первый раз однократно лишается возможности оценивать чужие предложения, находясь в активной роли (вместо него активную роль играет тот, чья карта легла последней на стол), а после второго «подозрения в коррупции» и голосования по нему лишается права играть активную роль до конца игры. Активную роль с этого момента за него будет играть каждый раз игрок, чья карта легла на стол последней.

Право инсулы

Каждый игрок имеет право инсулы, которое может использовать один раз в игре.

Право инсулы заключается в том, что во время своего хода игрок может положить любую из своих карт «рубашкой» вверх в любом месте Города и даже за его пределами и объявить, что пользуется правом инсулы. Это действие не приносит ему очков.

Использовать право инсулы можно по различным соображениям:

  1. Заблокировать сторону чужой карты, к которой может присоединиться другой игрок;
  2. Заблокировать нежелательное направление развития Города;
  3. Сбросить карту с нежелательным сочетанием ворот;
  4. Заблокировать создание кластера;
  5. Затруднить сращивание Города и Города-спутника;
  6. По любым другим стратегическим соображениям.

Конец игры и подсчет очков

После того, как у одного из игроков на стол лягут все восемь карт, игра объявляется законченной и начинается подсчет очков. Результирующий счет каждого конкретного игрока состоит из суммы его очков за предложения, суммы его очков сотрудничества (включая создание кластеров) за вычетом одного очка с каждой карты, оставшейся у игрока на руках.

Игрок, набравший максимальное количество очков, объявляется победителем игры.

Замечания по стратегии

Несмотря на то, что «Город на озере» является творческой игрой, это также и стратегическая игра, цель которой в опережающем получении пользы от взаимного сотрудничества. Другими словами, каждый игрок для повышения своей личной эффективности заинтересован следить за счетом других игроков и поддерживать через сотрудничество тех, кто имеет меньший счет, так как лидер через сотрудничество только усиливает свое лидерское положение.

Так как поддерживать лидеров невыгодно, а отстающих поддерживать безопасно, ситуация в Городе постоянно меняется, что создает непредсказуемость победы. Игроки могут выбрать любую стратегию для того, чтобы победить: совершить рывок в конце игры, вступать в негласные союзы или планово накапливать преимущество, ведя конкуренцию со всеми одновременно.

Игроки не обязаны присоединяться к уже появившемуся городу. По стратегическим соображениям можно положить карту отдельно от Города, создав таким образом Город-спутник. Со временем Город-спутник может быть поглощен Городом или существовать независимо. Несмотря на то, что это не выгодно в плане приобретения очков, количество Городов-спутников теоретически может быть любым.

Так как альянсы и сговоры в игре запрещены, игроки могут играть в открытую, кладя на стол все или часть карт рубашкой вниз, демонстрируя другим участникам свои собственные возможности и таким образом негласно призывая сотрудничать. Любые комментарии по поводу открытых карт недопустимы.

Специальные ситуации и комментарии игрового оператора

Присылайте свои замечания и сложные игровые ситуации, чтобы мы могли создать список сложных игровых задач, дать по ним комментарии в духе игры и вынести решения по их поводу.

  1. В ситуации коррупции играть активную роль не может человек, заподозренный в коррупции, даже если положил последнюю карту на стол по праву инсулы. Далее следует понимать так: вместо игрока-коррупционера активную роль играет другой игрок, положивший последнюю карту на стол, ЕСЛИ эта карта не оказалась на столе по праву инсулы.
  2. Игрок не может класть на стол карту, если у этой карты единственное сотрудничество с картой, положенной по праву инсулы. Однако карта, положенная по праву инсулы, может сотрудничать с другой картой, положенной по праву инсулы.