Сегодня у меня очень небольшое наблюдение, которое я сделал в поезде, возвращаясь из Орла, где я 6-7 января проводил встречу по новым темам моей следующей книги.

Труды человека фамильного и бесфамильного и сам их подход к плодам своей деятельности очень легко проследить по инфраструктуре, которую оставляли после себя фамильные и бесфамильные правители.

Дороги.

Я ехал в поезде и смотрел на те города, которые мы проезжали, и дороги, которые в них были. Бесфамильный человек не очень переживает на тему того, какими дорогами будут пользоваться его дети и внуки. Так как он лично не несёт ответственности за состояние мира, в котором он рожает детей. Иногда он даже успокаивает себя тем, что дети вырастут и построят свои дороги, получше. Иногда, возможно, даже думает об этом как о благе. "Без работы не останутся, вон какие дороги плохие, и так будет всегда".

В совсем патологичных случаях он может даже быть садистом: "Я всю жизнь клал дороги, пусть и мои дети тоже помучаются". Но это уже клиника.

Для бесфамильного человека как бы условия определяют возможности. Потому что он живет короткими отрезками времени и для него потребность определяет то усилие, которое ему стоит приложить. "Нужны будут дороги, будет заказ и мы его выполним".

Сегодня этот взгляд очень популярен. Кульминацией его являются слова Медведева учителям: "Нужны деньги - идите в бизнес". Бесфамильный человек не делает закладки на будущее: ни в виде запаса прочности, ни в виде надежности конструкций, ни в виде каких-то идей.

Человек фамильный, видимо, думает наоборот. Для него именно запас прочности имеет большее значение, чем конъюнктура. Потому что в мире, который он строит, будут жить его дети и внуки, и их надо освободить от строительства дорог. Потому что им дальше предстоит строить будущее, а не передавать за папашей-неумехой.

Все крупнейшие европейские дороги сегодня - это старые римские дороги, лишь слегка декорируемые асфальтом. Они простояли тысячи лет. И ещё простоят. Потому что римские Фамилии делали запас прочности на будущее, для потомков, которые их уже давно забудут.

Для них не потребность определила возникновение дороги, а проложенная дорога предвосхитила потребности и развитие захваченных регионов, которое ещё только предстояло. Европа стала лидером мира благодаря дорогам, которые построили римляне.

Именно поэтому у нас две беды - дураки и дороги - воспроизводятся из поколения в поколение, а у них эта проблема решена в незапамятные времена. И они решают проблему удвоения мощности компьютеров, распространения своего образа жизни, философские проблемы. То есть те, к которым наш бесфамильный человек ещё даже не подступился: не произведя свои компьютеры, не сформулировав свой образ жизни, не создав Российской философской школы.

Виталий Трофимов-Трофимов