Я вот о чем сегодня подумал (и решил с вами поделиться): существует два подхода к родственникам и предкам. Эти два подхода есть в генеалогии, в семейной психологии, эзотерике. В фамильной теме подход только один, и я очень надеюсь, что он так и будет оставаться одним.

Первый из них – предкоориентированный. Он заключается в том, чтобы сбежать из грустной и скучной реальности в прошлое и уже не возвращаться назад. Это как бы фэнтази (ну и вообще – фантазия). Для чего пишутся произведения в стиле фэнтази? Для того, чтобы переселиться в интересный и необычный мирок с магией, колдунами, богами и мифами, и покинуть на это время убогую Россию, где плохие дороги, жулики в министерствах и дети дерутся из-за игрушек и орут друг на друга.

Эту же функцию исполняет и предкоориентированный подход. Человек собирает информацию о своих предках – фотографии, генеалогические сведения, истории – и как бы переселяется в этот мир своими фантазиями, телесно оставаясь в крайне непродуктивном состоянии в нашем мире XXI века. То есть это эскейпизм (или эскапизм), бегство от проблем. Жизнь не улучшается, но хотя бы есть силы терпеть ее, так как есть личная отдушина.

Второй подход – потомкоориентированный. Если первый подход можно сравнить с произведением фэнтази, которое мы читаем или смотрим, то второй подход – это скорее косплей, костюмированное участие, ролевая игра, где само произведение фэнтази является лишь затравкой, мотивом, условием для игры.

Равно как и в косплее, в этом подходе предки являются инструментом и формой разыгрываемой социальной игры. Здесь важно то, что случится в будущем, а не то, что произошло (или еще произойдет?) в прошлом. В этом смысле такой подход куда более смелый и ориентирован на качественное изменение жизни, и не представляет собой затянувшееся наслаждение прошлым и ностальгией по былым денькам.

В этом смысле ритуалы, которые закладываются потомкоориентированным подходом, могут выглядеть иногда причудливо, странно, необычно. Также, как и действия человека, пришедшего на «КомиксКон» или другой фестиваль в костюме дарта Вейдера или Мики-Мауса. Однако это происходит единожды и с единичным человеком. Разыгрывая фамилию как ролевую игру, участники этой игры начинают трансгрессировать, преодолевать границу четко очерченного игрового пространства и вырываться в «реальную жизнь». То есть со временем жизнь становится неотличима от ролевой игры, поглощается и сливается с ней. В какой-то момент выясняется, что жизнь и есть ролевая игра, у нее важные экзистенциальные последствия, а основные выборы в этой жизни-игре имеют логические разрешения и эффекты.

Когда я работал в области этнических конфликтов, я сталкивался с ситуацией, когда активисты начинали возрождать этнические традиции исчезнувшего или исчезающего народа. Их очень часто обвиняли в том, что они не возрождают традиции, а просто участвуют в ролевой игре. И частенько это было справедливо. Бегать под Архангельском с поморским горпуном, пить братину во славу Перуна или состязаться в стрельбе из татарского лука в лесах Башкортостана сегодня не выглядит ни взрослым, ни современным поведением.

Но что если в эту ролевую игру уже начинает играть второе поколение возрожденцев? Что если вокруг кружка стрельбы из татарского лука начинает складываться сообщество бизнесменов, которые заключают миллионные контракты? Что если создаются населенные пункты, где жизнь упорядочена в таких перунических ритуалах? Что если люди с горпуном начинают выдвигать политические требования предоставить долю в добыче алмазов, рыбы и природных богатств как коренному малочисленному народу Крайнего Севера?

В этот момент становится заметно, что грань между ролевой игрой и культурой достаточно условна, а то и вообще отсутствует. Не об этом ли нас и предупреждал в свое время исследователь игровой компоненты культуры Йохан Хейзенга? И даже больше: а что если современные выборы, федеративная республика, 23 февраля, крымнаш и «Матильда» - не более чем раздутые ролевые игры, авторами которых мы просто не являемся? А если не являемся, то не разумнее ли создать свои игры и переселиться в них?

Да, поначалу за неимением опыта такая ролевая игра как «фамилия» может получаться плохо, ритуалы смешны и наивны. Но если у вас благое потомкоориентированное намерение изменить свою и их жизнь к лучшему, отвоевать себе место под солнцем, то бояться этого не надо. Опыт придет. Главное не выпадать из этого несовершенного и мрачноватого мира в фэнтази и не усыплять себя грезами о прошлом.

Виталий Трофимов-Трофимов